Социально-психологическая концепция основ законотворчества в области семейно-брачных отношений

Простые и структурированные понятия взаимоотношений мужчина- женщина, чувства, эмоции, настоящая любовь, свойства характера

Статья для мужчин. Здесь описаны глубокие проблемы социального общества и разрушения социума. Это сильная статья, фактически вскрывающая ошибки в социальном устройстве государственных институтов. Общий вывод, что равенство прав женщин и мужчин приводит к падению рождаемости и деградации человека.FavoriteLoadingДобавить в избранноеВремя прочтения: 2 мин.

Статья для мужчин. Здесь описаны глубокие проблемы социального общества и разрушения социума. Это сильная статья, фактически вскрывающая ошибки в социальном устройстве государства и государственных институтов. Общий вывод, что равенство прав женщин и мужчин приводит к падению рождаемости и деградации человека.

Семейно-брачные аспекты, их реализация в обществе и личной жизни имеют давнюю историю и традиции. Представления о семейно-брачных отношениях, соответственные законодательные акты и религиозные постулаты в этом направлении наглядно демонстрируют, в том числе, и с учетом исторических эпох и национальных традиций всё многообразие и неоднозначность человеческого мировоззрения в области социального и гражданского (семейного) статуса мужчины и женщины.

Исторический опыт и анализ семейно-брачных отношений достаточно хорошо представлен на сайтах Интернета и во многих литературных источниках [2, 9, 10, 11, 16, 23].

Можно также с уверенностью сказать, что на текущий момент в периодических изданиях, литературных источниках и на сайтах Интернета накоплен достаточно обширный информационно-аналитический материал современных семейно-брачных отношений. При ознакомлении с ним четко просматривается две диаметрально противоположные тенденции относительно будущей значимости для человеческой цивилизации статуса семьи и брака. С одной стороны, всё чаще высказывается предположение о постепенном исчезновении института семьи и брака, как отжившей форме человеческих отношений по половому признаку. С другой же, наоборот, подчеркивается всё возрастающая роль и важность для всего человечества института семейно-брачных отношений, его защиты и дальнейшего развития в условиях современного общества [3, 21].

При этом, конечно же, необходимо отметить, что подавляющее большинство авторов в своих работах однозначно подчеркивают, что семья, в том числе и современная, представляет собой важнейшую разновидность первичных социальных групп, основной функцией которой является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, а также передача всех приоритетных ценностей духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению [5, 27, 33].

Итак:

Семья является базовой ячейкой (первоэлементом) общества. К такому заключению пришли и участники «Московского демографического саммита: Семья и будущее человечества», представляющие интересы семьи из различных социальных, этнических и религиозных общностей. В работе указанного саммита и, соответственно, в выработке его итоговой декларации, принятой 4 июля 2011 года, приняли участие многие ведущие эксперты в области семьи и демографии, члены национальных правительств и парламентов, общественные деятели, а также другие ответственные представители гражданского общества из 65 стран мира.

Вместе с тем всё больше исследователей в этой области сегодня подчеркивают тот очевидный факт, что практически во всей современной человеческой цивилизации наблюдается разрушительный кризис семейно-брачных отношений [3, 15, 20, 29].

В большинстве стран мира на фоне девальвации семейных ценностей происходит ущемления прав семьи. В существующем ныне глобальном информационном пространстве идет, возможно, не осознанное, но целенаправленное нивелирование основных устоев семьи в правовом поле, социально-экономических сферах и даже на бытовом уровне. Нет необходимости, безусловно, в данной работе подробно описывать весь тот негатив, который нарастая, сопровождает практически все аспекты современного семейно-брачного уклада [12, 13, 18, 26, 32, 34]. Достаточно лишь подчеркнуть, что в современном обществе, к сожалению, катастрофически уменьшается количество зарегистрированных браков, растет число разводов, наблюдается кризис материнства, вплоть до потери материнского инстинкта, угрожающих размахов приобрёл кризис отцовства [4, 14, 25, 30].

При этом растет число брошенных детей при живых родителях, всё больше детей рождается больными и даже инвалидами, наблюдается рост различных правонарушений и уголовных преступлений в области семейно-брачных отношений [22, 35].

В чем же причина столь негативных и разрушительных явлений в современном, казалось бы, высокоразвитом и цивилизованном обществе?

Ответ на этот вопрос очевиден и, на наш взгляд, достаточно прост.

Кризис семьи, как социального института, девиантность поведения мужчин и женщин во всех аспектах реализации личности по половому признаку, а также многочисленные проблемы здоровья детей и репродуктивной функции современного человека всецело являются результатом общепринятого мировоззрения в области семейно-брачных отношений. Это мировоззрение, в конечном счете, формирует в той или иной стране соответствующее законодательство, т.е. Семейные кодексы, которые регулируют, а, следовательно, и несут ответственность всем своим содержанием за существующее положение дел в области семейно-брачных отношений.

Это первое и самое главное, с чем нужно сегодня нам всем согласиться. Мы, общество в целом и мужской, и женский менталитет, в частности, являемся авторами катастрофического кризиса семьи и семейно-брачного уклада жизни, как в современном мире в целом, так и в конкретной отдельно взятой стране. И чтобы это исправить необходимо, конечно же, изменить в первую очередь своё мышление, сформировать новое мировоззрение и выработать принципиально новую законодательную базу.

Основной материал. Рассмотрим и проанализируем с точки зрения основ законотворчества в области семейно-брачных отношений Семейные кодексы России и Украины. Что положено в основу этих законодательных актов? Какие моральные, духовные или психологические концепции заложены в них? Обратимся к вступительной части указанных законов. Их общие положения не содержат никаких указаний на основе, каких принципов и понятий составлены эти законодательные документы.

Церковь отделена от государства, т.е. не управляет им, но это, же не означает, что она запрещена с точки зрения формирования ценностей в структуре личности человека. Удивительно, конечно, что в современном обществе, в котором подавляющее большинство верующих людей, на законодательном уровне нигде даже не упоминается Библия, как источник формирования в социальной среде мировоззренческих устоев, в том числе и в области семейно-брачных отношений.

Христианские подходы, как впрочем, и постулаты других религий, в Семейных кодексах России и Украины не упоминаются, содержание библейских текстов не используется, а в некоторых случаях статьи, указанных законов просто вступают в противоречие со многими стихами святого писания. А что же взамен? К сожалению, никакой другой мировоззренческой концепции в существующем семейно-брачном законодательстве России и Украины на сегодняшний день не предложено. Более того, в их Семейных кодексах отсутствуют определения даже таких базовых понятийных категорий, как семья, семейный брак и семейно-брачные отношения. В результате, указанные понятия семейного законодательства, имеют не только разную смысловую нагрузку во многих статьях указанных законов, но и могут интерпретироваться конкретным человеком, в том числе и при выполнении служебных обязанностей, исключительно по своему собственному усмотрению, в соответствии с индивидуальными представлениями о семье и браке.

Таким образом, в настоящее время, настоятельно необходима, на наш взгляд, некая социально-правовая концепция основ законотворчества в области семейно-брачного регулирования. Сегодня обществом затребованы фундаментальные положения, на которых будут базироваться все направления семейно-брачных отношений. И эти фундаментальные положения должны быть закреплены законодательно в Семейном кодексе. И первое с чем нужно определиться в этом плане, это то, в чем собственно главный смысл и назначение Семейного кодекса, как юридического документа, который имеет ключевое социальное и психологическое значение в процессе формирования мировоззрения личности с учетом, в первую очередь, половой принадлежности человека.

В преамбуле Семейного кодекса Российской Федерации сказано, что семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи. В преамбуле Семейного кодекса Украины также указывается, что регулирование семейных отношений осуществляется этим кодексом с целью укрепление семьи как социального института.

Складывается впечатление, что семья создается на основании каких-то других законов, а Семейный кодекс лишь призван укреплять её своими статьями, так как семья, очевидно, постоянно распадается под воздействием каких-то других, в том числе и законодательно обусловленных причин. Но на самом деле за судьбу семьи, как социальной ценности, всецело отвечает лишь один закон – Семейный кодекс. И, следовательно, прежде чем что-то укреплять, вначале его необходимо создать по законам мироздания, иначе оно обязательно развалиться, а потом уже заниматься его жизнедеятельностью.

К тому же сам по себе любой закон, как свод правил, регулирующий какие-то процессы в обществе, не предназначен, да и не может, что-то укреплять, а что-то ослаблять. У закона, как у медали, всегда две стороны: поощрять, или наказывать. И в зависимости о того, как выстроены эти законодательные аспекты, они способствуют формированию в обществе соответствующего мировоззрения, которое что-то поощряет, а что-то осуждает. Судя по сегодняшнему кризисному состоянию семьи, как социальной ценности, указанные Семейные кодексы, как впрочем, и другие аналогичные законы в подавляющем большинстве стран уж точно не укрепляют семью, а скорее наоборот, способствуют её разрушению. И нужно не сокрушаться и сетовать на какие-то общие мировые тенденции по этому поводу, а разрабатывать и вносить изменения в содержание Семейного кодекса, как основного юридического документа, регулирующего и, следовательно, отвечающего за последствия этого регулирования в области семейно-брачных отношений. В преамбуле Семейного кодекса необходимо указать главный смысл и основное назначение этого закона. Мы предлагаем следующую трактовку:

Семейный кодекс – это свод законов о семье, правилах семейных взаимоотношений и правовой защиты семьи, как социального института.

Из содержания этого определения следует, что абсолютно все статьи Семейного кодекса должен быть направлены, прежде всего, на формирование, развитие и защиту семьи, как социальной ценности, и отстаивать только те интересы членов семьи и общества, которые не противоречат понятию семьи, как социального института. Государство должно защищать своими законодательными актами именно семью и все отношения, связанные с этим понятием. Более того, Семейный кодекс должен способствовать формированию и утверждению в обществе соответствующих мировоззренческих ценностей, которые необходимы для создания семьи, рождения и воспитания психически и физически здоровых детей и, тем самым, создавать, в конечном счете, оптимальные условия для гармоничного развития личности с учетом полового признака.

При этом фразы о взаимной любви, уважении и другие подобные словосочетания, которые не имеют ни юридической, ни даже однозначной психологической интерпретации и больше похожи на благие пожелания, а не на текст законодательного документа, не следует, на наш взгляд, использовать ни в преамбулах, ни в статьях законодательных документов.

 

Далее, судя по названию этого юридического документа – Семейный кодекс, он должен отражать юриспруденцию о семье, как первичной базовой ячейки общества. Следовательно, в этом законодательном акте, в самом начале, должна быть дана краткая и однозначная формулировка понятия «семья», как термина, прежде всего, юридического и психологического. Иначе о чём тогда этот закон – Семейный кодекс, если нет понятия «семья»?

Обратимся к рассматриваемым нами законодательным актам России и Украины. Какое ж толкование понятия семьи дано в этих юридических документах? В данный момент мы вынуждены констатировать тот факт, что юридическое определение категории «семья» в Семейных кодексах Росси и Украины, к сожалению, отсутствует. В Российском кодексе это понятие по каким-то причинам вообще не никак не интерпретируется и даже не рассматривается. В Украинском кодексе, не в плане определение этого термина, а уже в контексте изложения статьи этого закона, сказано, что «семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности» (Статья 3, п. 2).

При всём уважении к Семейному кодексу Украины, мы всё-таки отметим, что под эту формулировку подпадают многие группы лиц, проживающих, например, в казарме, в общежитии и даже в палатке на пикнике: все они совместно проживают, связаны общим бытом, а также имеют взаимные права и обязанности. К тому же термин «лицо» может относиться не только к физическому, но и юридическому лицу (например, предприятию). Стоит ли удивляться о размытости и дискредитации этого понятия в обществе, если одно из центральных понятий в жизни человека – «семья» не имеет своего конкретного юридического толкования и психологической однозначности. Именно в таких случаях семья, как понятие и исчезает из жизни человека, а общество, в том числе государственные и судебные инстанции, начинают рассматривать любые спорные отношения между мужчиной и женщиной, где есть сексуальный аспект, исключительно, как семейные разногласия. При таком положении дел семья и её ценности неизбежно утрачивают своё социально-психологическое значение в жизни человека. Именно это и происходит в обществе в настоящее время и если безотлагательно и законодательно оперативно не изменить психологическую и юридическую составляющую этого процесса, то кризис современной семьи ещё более усугубится.

Изучив доступные нам литературные источники и ресурсы Интернета, мы предлагаем следующее унифицированное, на наш взгляд, определение семьи, как базового понятия Семейного кодекса:

Семья – социальный институт, состоящий из группы людей, имеющих кровное родство или родство, приобретенное в соответствии с действующим законодательством с целью формирования личности по половому признаку.

Для социальных служб и юридического сопровождения семейно-брачных отношений семью можно, исходя из предложенного выше определения, структурировать на семью первого поколения (супруги, родители, дети), второго поколения (дедушки, бабушки, внуки) и семью родственных отношений (все остальные родственные кровные связи). При этом одинокий человек, т.е. человек, который не имеет кровного родства или законодательно оформленного родства, не может составлять семью и, следовательно, иметь права члена семьи, как это, вопреки здравому смыслу, на наш взгляд, имеет место, при всём нашем уважении к этому документу, в Семейном кодексе Украины: Статья 3, п. 3. «Права члена семьи имеет одинокий человек». К тому же, кто имеет статус одинокого человека, в указанном законе не поясняется.

Интерпретируя вышеуказанное определение семьи, следует также подчеркнуть, что формирование и развитие личности по половому признаку относится, как к детям, так и к взрослым, поскольку ни кто не совершенен и семья предоставляет собой, как раз, наилучшие условия для полноценной и гармоничной реализации мужских и женских качеств и их развития с учетом, в том числе, и возрастных особенностей человека. Из определения также следует, что семьей являются все, кто имеет между собой кровное родство, вне зависимости, где они проживают и какие у них межличностные отношения. Рождение ребенка вне брака, исходя из выше изложенного определения семьи, как понятия, также свидетельствует о возникновении семьи, так как появляется кровное родство. К семье, безусловно, относится усыновление (удочерение) и заключение между мужчиной и женщиной семейных браков. К тому же очень важно подчеркнуть, что указанное определение понятия «семья» однозначно свидетельствует, что этот социальный институт всегда создается с целью формирования и развития личности по половому признаку.

Другими словами, в семье все имеют половую идентичность: муж, жена, мать, отец, сын, дочь, брат, сестра и т.д., в том числе при усыновлении или удочерении ребенка. Именно этим семья, как юридическая и психологическая категория Семейного кодекса, принципиально отличается от однополой семьи и однополых браков, которые заключаются и законодательно оформляются во многих странах Европы и Америки.

Формирование и развитие личности по половому признаку возможно только во взаимоотношении с противоположным полом. Иными словами, и психически, и физиологически нельзя быть мужчиной по отношению к мужчине, как и нельзя, быть и женщиной по отношению к женщине. Для формирования личности по половому признаку обязательно необходим противоположный пол. Если этого нет, то нет и развития личности с учетом полового признака, и половая идентичность постепенно исчезает, что и происходит в современном обществе, и это со всей очевидностью, как раз и подтверждает интенсивное увеличение в человеческой среде количества однополых браков [7].

Необходимо отметить, что термину «брак», в его гендерной интерпретации, сегодня уделяется особое внимание, так как неоднозначность и неопределенность этого понятия широко распространены, как в социуме, так и в научных исследованиях. И связано это с тем, что указанный термин, к сожалению, не имеет своего однозначного юридического и психологического толкования. Так, в Семейном кодексе России термин «брак» используется довольно часто, особенно в Главе 3 (Условия и порядок заключения брака), но какое-либо его толкование в этом законе отсутствует, а различные комментарии к статьям указанного кодекса только усложняют его интерпретацию. К тому же комментарии не являются законодательным документом. Таким образом, слово «брак» в данном законе применяется исключительно, как термин, содержание которого включает в себя только факт регистрации государством отношений между мужчиной и женщиной.

В украинском Семейном кодексе сказано: «Браком является семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в органе государственной регистрации актов гражданского состояния» (Статья 21. п. 1). В данном случае понятие «брака» связывается лишь с регистрацией некоего «семейного союза».

Что понимается под словосочетанием «семейный союз» в Семейном кодексе Украины, к сожалению, никак не интерпретируется. А поскольку в указанном законе отсутствует также и определение понятия «семья», то не представляется возможным однозначно по смыслу сориентироваться и в отношении словосочетания «семейный союз». Другими словами, не ясно, как может возникать «семейный союз» сам по себе, до государственной регистрации? Если предположить, что «семейный союз» может иметь место без государственной регистрации, тогда все отношения людей, связанные с реализацией по половому признаку, можно называть семейными или супружескими союзами. К сожалению, такой подход мы и видим в Статье 74 Семейного кодекса Украины, которая называется «Право на имущество женщины и мужчины, которые проживают одной семьей, но не находятся в браке между собой…». Что значит «проживают одной семьёй» в кодексе не поясняется и, следовательно, эта формулировка может интерпретироваться произвольно и включать в себя любые формы человеческих отношений по половому признаку, тем более при отсутствии в указанном законе определения понятия семьи.

Вот такая размытость понятийных категорий в Семейных кодексах и приводит к полному нивелированию семейных ценностей, что мы и наблюдаем в современном обществе. Для того чтоб именовать свои отношения, как семейные, прежде всего, их необходимо зарегистрировать в органе государственной регистрации актов гражданского состояния. В любом случае семья и семейные отношения, как юридические и психологические понятия, могут иметь место между мужчиной и женщиной только на основании официальной регистрации своих отношений в государственных инстанциях, а не как иначе. В противном случае все отношения по половому признаку – семейные. А такой подход психологически неизбежно приводит к девальвации семьи, как социальной ценности и социального института, что и происходит в настоящее время. Так, в государственных и, особенно, в судебных инстанциях довольно часто рассматриваются спорные вопросы между гражданами противоположного пола, находящихся в так называемых гражданских, гостевых или других браках, как особой формы законодательно не регулируемых бытовых и сексуальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

А ведь официальная регистрация своих отношений по половому признаку это далеко не только получение юридического документа. Самое главное в этом действии – это качественный переход личности с одного психологического состояния в другое и именно это качественно новое психологическое состояние и запускает весь механизм социальной и биологической реализации личности по половому признаку. Без регистрации не будет этого естественного психологического состояния, а, следовательно, не будет и всей полноты осознания себя, как мужа или жены и принятия на себя соответствующих правил взаимоотношений и обязанностей в семейно-брачных отношениях. Поэтому государственная регистрация отношений между мужчиной и женщиной в большинстве случаев – это универсальный критерий психологической и социальной зрелости личности в отношении своей реализации по половому признаку. И в законодательных актах именно эти зарегистрированные отношения должны иметь свой специфический термин и его однозначную интерпретацию. И этот термин должен состоять не просто со слова «брак», а включать в себя словосочетание «семейный брак». В интересах семьи и общества в целом, именно этот термин «семейный брак» должен использоваться в Семейном кодексе и иметь своё юридическое и психологическое определение. Нами предлагается следующее толкование этого понятия:

Семейный брак – добровольные отношения между мужчиной и женщиной, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, вследствие чего они становятся супругами и приобретают социальный и юридический статус мужа и жены.

Иными словами, если ранее описанное понятие семьи, исходя из его выше изложенного определения, может возникать и относиться к гражданам на основе вначале лишь кровного родства с последующим юридическим оформлением, то понятие семейного брака и связанного с ним статуса мужа и жены появляется исключительно на основании официально зарегистрированных отношений между мужчиной и женщиной, что подтверждается соответствующим документом. И только этот юридический документ порождает взаимные права и обязанности как имущественного, так и неимущественного характера.

Из этого следует, что все остальные браки: гражданские, гостевые, гостиничные, однополые и др. так называемые браки, в том числе и узаконенные в ряде стран, как разновидности, прежде всего, сексуальных отношений в современном обществе не должны иметь никакого отношения к Семейному кодексу.

Именно при таком подходе в обществе будут формироваться приоритетные ценности семьи и семейных браков. Все остальные формы социальных браков, как разновидности сексуальных человеческих проявлений, конечно же, не должны осуждаться и, тем более, преследоваться законодательно, так как призваны, в первую очередь, демонстрировать своим наличием о тех заблуждениях, которые существуют в обществе в сфере сексуальных отношений. И степень распространенности тех или иных негативных гендерных явлений в социуме, как раз и является критерием ошибочности существующего мировоззрения в обществе и связанного с ним несовершенством законодательных положений в этой области человеческих взаимоотношений.

Поэтому семейно-брачные отношения, как психологически и юридически значимая категория, тоже должна иметь свою конкретную интерпретацию в Семейном кодексе. Речь идет о том, что необходимо определиться и юридически, и психологически, а какие конкретно отношения должны регулироваться в семейном законодательстве. Без такого определения в эти отношения может вкладываться разный юридический и психологический смысл. В подтверждение этому – Семейные кодексы России и Украины, где эти отношения интерпретируются далеко не одинаково.

Так в Семейном кодексе России, в статье 2, которая соответственно и называется «Отношения, регулируемые семейным законодательством» сказано, что этот закон «регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами». Кто такие «иные лица» в законе не разъясняется. Следовательно, это может быть любой человек, который считает или которого кто-то считает участником семейных отношений.

Состав участников отношений, которые регулирует Семейный кодекс Украины, определен в статье 2 указанного закона. В пунктах 1 и 2 идет перечисление этих участников, а в пункте 4 в противовес названию статьи «Участники семейных отношений, которые регулирует Семейный кодекс Украины» идет перечисление участников, подчеркнем это, именно семейных отношений, которые данным законом не регулируются. Получается, что Семейный кодекс Украины регулирует какую-то часть семейных отношений. При этом в пункте 3 этой же статьи сказано, что закон «регулирует семейные личные не имущественные и (или) имущественные отношения между другими членами семьи, определенными в нем». Кто такие другие члены семьи в законодательном акте не поясняется. В результате получается, что в понятие семейные отношения, в семейном законодательстве Украины вообще никакой смысл не вкладывается. В Семейном кодексе Украины семейные отношения – это некий список, в который можно включать или исключать тех или иных его участников по собственному усмотрению.

Такая размытость в определении отношений, которые регулирует семейное законодательство и приводит, в конечном счете, к нивелированию, как в правовом поле, так и в общественном сознании такой важной социальной ценности, как семейно-брачные отношения. На основании анализа источников литературы и ресурсов Интернета, а также исходя из выше сказанного, нами предлагается следующее толкование этого понятия:

Семейно-брачные отношения – это отношения, которые формируются и проявляются исключительно в рамках законодательно утвержденных понятий семьи и семейного брака. Вспомним отличия отношений от Любви. 

Остальные формы человеческих взаимоотношений, в том числе и с сексуальным компонентом, не относятся к семейно-брачным отношениям и не регулируются Семейным кодексом. Все другие взаимоотношения, связанные с сексуальной реализацией мужчин и женщин, которые в обществе существуют, и будут существовать априори, например, в сфере сексуальных услуг, могут и должны, в конечном счете, регулироваться другими отдельными законодательными актами.

Далее, безусловно, необходимо определиться с конкретными ключевыми принципами, которые должны быть положены в основу законотворчества в области семейно-брачных отношений. Этих принципов, на наш взгляд, два – это принцип равноправия и принцип добровольности. Остановимся на них подробно.

1.Принцип равноправия. Равноправие граждан является одним из фундаментальных принципов конституционализма и элементов демократии. Оно закреплено в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., где к тому же провозглашается равноправие сторон в браке (ст. 16). На равные права граждан, в том числе и по половому признаку, ссылаются Конституция России (ст. 19) и Конституция Украины (ст. 24). В Семейных кодексах России (ст. 1, ч. 3.) и Украины (ст. 7, ч. 6) также говорится о равенстве супругов, женщины и мужчины в семейных отношениях. Бесспорно, целесообразность и справедливость такого подхода продиктована всем ходом исторического развития человечества и гендерных отношений в обществе. Вместе с тем следует отметить, что во всех указанных документах, используются разные термины: равноправие, равные права, равенство и, самое главное, ни один из законодательных актов не содержит интерпретацию выше перечисленных терминов. Конечно же, будем исходить из того, что смысл всех этих терминов аналогичен понятию «равноправие», которое имеет, в отличие от других терминов, своё толкование в юридических словарях.

Так, в Большом юридическом словаре [8] указывается, что равноправие означает равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д. При этом конституционная доктрина современных государств признает возможность существования некоторых различий, имеющих естественный характер, в правах и обязанностях граждан. Например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п. [8, с. 624].

Другими словами, равноправие означает равные права граждан, но вовсе не означает, что эти права одинаковые. Права у всех равные, но разные, в зависимости от возраста, образования, социального и производственного статуса, конечно же, половой принадлежности, материального обеспечения и многих других факторов и условий. Это очевидный факт, который закрепляется в конституциях стран и в последующих законодательных актах, регулирующие политические, социальные, экономические, гендерные и другие отношения в обществе. Не случайно юридическое толкование понятия «равноправие» в законодательных документах отсутствует и априори его и не может быть, потому что все люди рождаются равными, но с разными возможностями. И эти разные возможности не означают, что кто-то кого-то лучше, а лишь отображают естественное многообразие человеческой природы и подчеркивает, что у каждого человека свой, уникальный путь в реализации себя, как личности, в том числе и по половому признаку. Следовательно, «равноправие» в юридических документах и в своём социальном приложении является понятием всецело философским и теологическим, т.е. все равны перед Богом. Поэтому, сегодня, к сожалению, и законодательная, и исполнительная власть, а также государственные инстанции в той или иной стране в зависимости от конкретной социально-политической ситуации реализуют своё представление о равноправии, как общечеловеческой ценности.

 

Так, в Конституции РФ относительно равноправия мужчин и женщин (ст. 19, ч. 3) сказано: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

В Конституции Украины равноправие мужчин и женщин имеет совсем другое содержание по тексту, да и во многом, если внимательно прочитать, по смысловой интерпретации: «Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот; созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям» (ст. 24).

Если сказать коротко, то Конституция России провозглашает равные права и свободы для мужчин и женщин, а Конституция Украины указывает, что равенство прав женщины и мужчины обеспечивается дополнительными мерами, условиями и льготами для женщин. Хотя в первом абзаце этой же статьи подчеркивается, что «не может быть привилегий… по признакам пола и другим признакам».Получается первый абзац статьи 24 Конституции Украины, противоречит второму абзацу этой же статьи.

Указанные конституционные статьи России и Украины предписывают также предоставление равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами своих прав и свобод. При этом смысловая интерпретация этого положения отсутствует. Психические, физические и физиологические возможности у мужчин и женщин по своим качественным и количественным характеристикам кардинально разные. Эти характеристики не лучшие или худшие у кого-то по половому признаку, а именно разные, не одинаковые и, самое главное, оптимальные с точки зрения естественного природного предназначения.

Для того чтоб сделать возможности равными, в смысле их идентичности, нужно стереть различия между полами, в чем собственно и упражняется современное общество, что приводит в конечном счете к появлению в человеческой среде соответствующих проблем социального, сексуального и медицинского характера. Конечно, законодательно можно пытаться уравнивать возможности мужчин и женщин, но это неизбежно будет приводить к феминизации и маскулинизации, т.е. к деградации мужского и женского начала, что мы и наблюдаем сегодня в виде роста девиантного поведения мужчин и женщин в отношении своей половой принадлежности. Отмечая это, мы ни в коем случае не подразумеваем какие-либо законодательные ограничения человека по половому признаку, (хотя это нужно делать!)

Речь идет совсем о другом правовом аспекте.

Конституция и законы должны предоставлять именно равные возможности мужчинам и женщинам в социально-политической и производственной среде, а не уравнивать их возможности в своей реализации с помощью различных квот, льгот и привилегий. В этом основной и принципиальный смысл понятия равноправия, как основы законотворчества в области семейно-брачных отношений. Только при таком подходе в понимании равенства возможностей мужчин и женщин, те и другие займут своё адекватное место в обществе и на производстве. А в этом как раз мы все и заинтересованы. Необходимо лишь преодолеть исторически сложившиеся мировоззренческие и психологические барьеры, связанные с так называемым противостоянием полов, когда естественные отличия мужчин и женщин в своей гендерной реализации, ошибочно воспринимаются, как некая дискредитация по половому признаку, основываясь лишь на том, что эта реализация не одинаковая, не идентичная, а, следовательно, указывает на существующее, как бы, не равноправие полов. Вот такие заблуждения и приводят к тому, что уже не только женщины, но и мужчины всё активнее стали бороться за свои права [31]. Просто эта борьба, как правило, представляется во многих источниках информации, как некое желание мужчины доминировать во взаимоотношениях с противоположным полом.

При этом естественная природная активность мужчины в отношениях с женщиной рассматривается в ряде случаев именно, как такое доминирование и это доминирование интерпретируется почему-то, как явление негативное и даже ошибочное. В этом мы видим, прежде всего, искаженное представление о понятии равноправия, т.е. о таком равноправии, которое по сути своей является стремлением уравнять, сделать одинаковыми и формы когнитивно-поведенческих проявлений мужчин и женщин в общении между собой, как личностями противоположного пола. Очевидно, что такое мировоззрение и такое гендерное понимание права может привести только к деградации и мужского, и женского начала. Сегодня, некоторые авторы указывают на матриархальный характер существующего семейного законодательства, отмечая, что во взаимоотношениях полов юридических и даже психологических прав у женщин гораздо больше, чем у мужчин [19].

Об этом свидетельствуют также многочисленные материалы таких Интернет ресурсов, как Российская правозащитная ассоциация "Отцы и дети" [28] и Дайджест Мужского Движения России [36]. Впрочем, достаточно провести срав

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:
Сортировать
Post Page
Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека
Сортировать