Лицемерие — это качество личности прикрывать неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью
Свойства и проявления
Лицемер это человек который примеряет на себя чужое лицо. Еще в древнем Риме актеры, надевая маски с разными эмоциональными состояниями, играли роли, то есть говорили чужие мысли. Отсюда и пошло понятие «лицемер» – человек, который ради выгоды, одобрения или напоказ демонстрирует благочестивый вид, маскируя, скрывая свои истинные мысли, выражая своим видом иные, чем есть на самом деле чувства. Иными словами, лицемер с корыстными злонамеренными мотивами играет роль идеала, причиняя в итоге боль и страдания другим людям.
Признаки лицемерия: милостыня напоказ, громкие и многословные молитвы прилюдно, подчеркнуто унылые, изможденные лица во время поста – все это направлено на то, чтобы люди обратили внимание и прославили лицемеров. Сейчас это называется пиаром, саморекламой, созданием имиджа.
Приспосабливаясь к требованиям социума, лицемерие под маской добра решает свои корыстные планы. Про лицемерного человека говорят «для него нет ничего святого», «готов идти по трупам», «он ни перед чем не остановится». Причина лицемерия – неверие внешнему миру и самому себе, зависть и страх. Лицемерие не видит путей достижения своих целей посредством искреннего и открытого поведения.
Лицемерие неожиданно и втихомолку способно осуществить такое, что самому гнусному пороку придется с почтением уступить ему дорогу. Лицемерие внутри человека, разлагает внутренние органы и ткани больного, разлагает его жизнь, уничтожает открытость и доверие между людьми.
В христианстве под лицемерием понимается — проявление людей, желающих показаться перед людьми в каком-либо виде, но притворно. Например, оказание милосердия может быть лишь «спектаклем для зрителей», то есть человек-лицемер притворно подаёт милостыню, дабы присвоить себе статус милосердного.
В исламе под лицемерием подразумевается внешнее проявление приверженности добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого человека называют потому, что он демонстрирует приверженность шариату при одних обстоятельствах и отвергает его при других.
Королевой лицемерия можно считать одну из самых зловещих фигур в мировой истории Екатерину Медичи. Ради воплощения своих корыстных планов она шла на все: играла образ прекрасной жены, заботливой матери, приветливой госпожи, чтобы, преступив законы Божьи и человеческие, нанести коварный удар. На этой лицемерной женщине закончилась французская королевская династия Валуа… Лицемерие её было безграничным. Любой придворный, которого она называла «мой друг», мог считать себя погибшим.
Под маской заботливой матери она пыталась отстранить от власти своего сына Карла. «Добрая» мама чуть ли не сказки ему на ночь читала. В конце концов, она перешла к конкретным действиям. Подарила своему сыну редкую старинную книгу о соколиной охоте. Пропитанные мышьяком страницы фолианта слипались, и, чтобы разлепить их, приходилось смачивать пальцы слюной. Дочитать книгу до конца королю так и не удалось.
Вся жизнь лицемера — это одною цепь преступлений, разных пороков, возмутительных и грязных. Все преступления Лицемера творятся под маской благочестия, и лишь иногда он срывая маску, глумится над нравственностью и совестью.
Лицемер творит зло втихомолку
Нередко дурной поступок ладит с ней вполне, была бы только ловкость или сметка. Мы здесь одни, а зло, по мненью всех, тогда зовется злом, когда творится явно: открыто действовать неловко и бесславно, а втихомолку грех – совсем не грех». После этих слов лицемерия можно поставить жирную точку. Если совесть – вещь условная, если добро не самоценно, то дальше только путь деградации сознания до уровня низших животных. Почему низших? Потому что у собак есть совесть.
Плюсы лицемерия
Жизненные обстоятельства вынуждают лицемера постоянно находиться в маске благочестия, в течение всего времени бодрости демонстрировать окружающим идеальную личность.
Как не сопротивляется его низменная натура, маска благочестия воздействует на разум, превращая вынужденные благочестивые действия в привычку. Постепенно стирается грань между «казаться» и «быть».
Попробуйте семнадцать часов в сутки каждый день выглядеть воплощением доброжелательности, и вы не заметите, как это станет вашей натурой. Лицемерие, работающее в постоянном режиме идеала, рождает идеальные привычки, которые становятся качествами характера. А характер – это судьба. Если лицемеру нужно постоянно ходить в маске жизнерадостности, оптимизма, уверенности и силы, он начинает чувствовать и проявлять эмоции, соответствующие маске.
Окружающие только выигрывают от его жизнеутверждающего вида. Удручающий вид, скорбные лица и сгорбленные фигуры озабоченных прохожих проигрывают на фоне веселого и успешного лицемерия.
Разве можно осуждать желание выглядеть лучше, чем ты есть? Разве можно обвинять человека в стремлении проявлять высшие человеческие качества?
Искусный лицемер ежедневно талантливо демонстрирует другим людям тот идеал, к которому они должны стремиться. Как видим, лицемерие при всей своей отвратности иногда помогает людям уверовать в счастливое будущее, обрести надежду, хорошее настроение и уверенность в себе.
Мысль Ф. Ницше подтверждает выводы: видимость, созданная лицемерием, становится реальностью.
Лицемер, который постоянно играет одну и ту же роль, под конец перестает быть лицемером – например, священники, которые обыкновенно в молодости бывают сознательно или бессознательно лицемерами, в конце концов, становятся естественными и делаются тогда именно подлинными священниками, без всякой аффектации: или если этого еще не может достигнуть отец, то, вероятно, достигает сын, которому удается использовать успехи отца и унаследовать его привычку. Когда кто-либо долго и упорно хочет казаться чем-нибудь, то в результате ему уже трудно быть чем-либо другим.
Лицемерие нельзя соравнивать с умением правильно и эффективно взаимодействовать с другими людьми, то есть с простой подстройкой под людей. Нужно быть адекватным к другому человеку, общаться с ним на его уровне. Подстраиваясь под другого человека , Вы проявляете гибкость и разумность.